Личный кабинет
Флагманы Образования / Новости

На форуме Классных руководителей обсудили тему профориентации школьников

9-10 октября в Москве проходит Первый Всероссийский Форум классных руководителей. Заместитель генерального директора президентской платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов выступил модератором Круглого стола на тему «Школа для будущей профессии».

Как классный руководитель может помочь ребенку не разорваться между противоречиями интересов, знаний о жизни, вызовами ЕГЭ, целевыми задачами экономики и государства? Как с раннего возраста обеспечить возможность получения знаний и навыков, необходимых для самостоятельного и обоснованного профессионального выбора, нацеленного на долгосрочную перспективу? О профессиях, которые развиваются, а какие исчезнут. Как молодые люди определяют свою профориентацию, что им для этого необходимо.  Кто и какие инструменты помогают ребятам определить направление своей будущей профессиональной деятельности. Эти и другие важные вопросы обсудили на пленарной сессии.

Алексей Агафонов поприветствовал всех участников встречи и поздравил педагогов с профессиональным праздником – Днём учителя, который отмечался 5 октября. На круглом столе присутствовали спикеры: Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывайкин, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин,  вице-президент ГК «Просвещение» Павел Зенькович, заместитель Председателя Правительства Ярославской области Роман Колесов, заместитель директора ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» Ирина Кузнецова, директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин, генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала» Максим Киселев, директор школы «Летово» Михаил Мокринский, директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко, учитель иностранного языка ГБОУ «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» (победитель конкурса классных руководителей) Елена Держурина, бронзовый призер Международного Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Денис Евдокимов.

Участники встречи подняли важную тему профориентации, которая является ключевым направлением в процессе образования.

«Многие выпускники школ выбирают вуз не зная до конца кем они хотят стать – это большая проблема. Государство вкладывает большие ресурсы, компании стараются решить эту проблему. Мы, также проводя конкурсы в рамках платформы «Россия – страна возможностей» понимаем, насколько вопросы профориентации важны в рамках конкурсных механик. Причем важна профориентация и потому, что эксперты, которые занимаются образованием, обращают внимание на то, что среди школьников, поступающих в университеты и институты, очень немногие делают свой выбор осознанно. Ребята просто не знают, какую профессию они хотят получить. А поступление в вуз они рассматривают как единственный путь, который позволит им в будущем обеспечить себе стабильный более-менее устраивающий образ жизни», –отметил Алексей Агафонов в рамках выступления.

Алексей Агафонов рассказал о запуске нового проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей», который состоялся несколько дней назад.

Это новый Всероссийский конкурс «Флагманы образования» который состоит из нескольких треков. «Флагманы образования. Школа» – нацелен на управленческие команды образовательных учреждений, «Флагманы образования. Муниципалитет» – между собой будут соревноваться управленческие команды муниципальных органов управления образованием, «Флагманы образования. Студенты» – ориентирован на студентов вузов и колледжей. Алексей Агафонов пригласил всех заинтересованных участников Форума классных руководителей зарегистрироваться на трек «Школа» на стенде проекта.

Участники круглого стола обсудили различные подходы к профориентации.
В ходе выступления директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Викор Неумывайкин поднял важные вопросы. Кто  должен заниматься профориентацией ребенка: педагоги предметники или это задача классного руководителя, педагога психолога? Когда необходимо это делать? Это должны делать учебные заведения или внешние организации? Также, Виктор Неумывайкин предложил участникам подумать на тему акселератской работы на базе образовательных организаций.

«Все однозначно понимают, что профориентация нужна. Результат профориентации – разобравшийся молодой человек нужен абсолютно всем. Он учится в школе совсем по-другому, у него совсем другой уровень мотивации, он в вуз поступает осознанно, работодатель получает другого уровня производительности специалиста, родители спокойные за свое чадо», – отметил в рамках выступления Виктор Неумывайкин.

Иван Есин– управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, директор исторического парка «Россия – моя история», руководитель проекта «Билет в будущее» рассказал о портале, где школьникам, педагогам, родителям на бесплатной основе предоставляется сервис, который позволяет понять путь своего профессионального самоопределения.

Вице-президент ГК «Просвещение» Павел Зеньковичпоблагодарил организаторов форума. Отметил, что выбор будущего наших детей – одна из ключевых задач которая стоит перед системой образования. Мы говорим о жизненной траектории – важно понимать будут ли наши дети счастливы. Он отметил, что главная задача сделать наших детей счастливыми, научить их любить, любить жизнь, уважать друг друга. Мы предлагаем педагогам, детям, родителям различную литературу, которая помогает школьникам узнать о профессиях, помочь детям понять свое призвание, помочь родителям разглядеть интересы детей.

Выстраивание профессиональной траектории учащихся и сопровождение их на этом пути – задача, которая стоит сейчас во всех регионах страны. Одной из эффективных площадок для выполнения этой задачи является Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ», который проводится в Ярославле с 2013 года по поручению Президента РФ. Организация Форума в 2021 году обладала своими особенностями. О том, каких результатов удалось достичь организаторам в этом году, рассказал Роман Колесов, Заместитель Председателя Правительства Ярославской области.

Ирина Кузнецова, заместитель директора ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» рассказала о возможностях дошкольников и пригласила участников к сотрудничеству.

На сегодняшний день возможности профориентационной работы практически безграничны не только для самого школьника, но и для учителя.

Множество программ дополнительного образования, которые реализуются в параллели с основной образовательной программой, помогают ребятам выстроить собственные образовательные траектории, а педагогам – сопровождать их на этом непростом пути.

«Я очень рада, что благодаря национальному проекту «Образование» в стране создана современная инфраструктура, это и детские парки, и региональные центры по работе с одаренными детьми и многие другие развивающие площадки. Мы учим детей учиться, мы учим осмысленно и осознанно на каждом шаге понимать: а зачем мне это нужно? Мы мотивируем их на работу в команде, на то, чтобы они задавали вопросы, идентифицировали тот поток информации, который со всех сторон на них льется. Именно так формируются у детей гибкие компетенции, которые в дальнейшем позволят им стать востребованным специалистами», – рассказала Ирина Кузнецова.

Неизменными участниками профориентационной работы со школьниками являются работодатели из самых разных отраслей. В интересах каждого руководителя – подготовка компетентных специалистов, адаптированных к новым вызовам современности. Именно о такой подготовке в ракетно-космической отрасли нам рассказал Дмитрий Александрович Шишкин, Директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос». Он отметил, что президентская платформа «Россия – страна возможностей» является ключевым партнером Госкорпорации.

Генеральный директор АНО «Развитие человеческого капитала». Максим Киселев рассказал, что в организации особую роль уделяют профориентации, он подробно рассказал о развитии гибких навыков, каким образом надпрофессиональные навыки могут быть выработаны у человека еще в школе, и какую роль в этом процессе играет классный руководитель, а также отметил важность коммуникаций, и подчеркнул, что инновации не создаются в одиночку.

Педагоги обсудили уникальные маршруты к будущим профессиям. Рассказали, как классные руководители поддерживают и вовлекают ребят, а также отметили, что важно участвовать в волонтерской деятельности, это помогает понять, правильный ли выбор он делает.