Проект «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» при поддержке Правительства Томской области провел мероприятие, посвященное вовлечению студентов в педагогические профессии. Проект «Флагманы образования» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В рамках мероприятия состоялся круглый стол «Обсуждение подходов к реализации моделей вовлечения студентов в педагогические профессии», в котором приняли участие ведущие эксперты в сфере образования России, представители проекта «Флагманы образования», эксперты Томского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, Томского политехнического университета, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, представители региональных институтов развития образования.
Команда проекта «Флагманы образования» разрабатывает модель вовлечения студентов в педагогические профессии, занимается выявлением мотивированных учащихся педагогических и непедагогических специальностей для работы в образовательных организациях страны.
Задача встречи – познакомиться с практиками Томской области по вовлечению студентов в педагогические профессии. Участники обсудили вариативность моделей вовлечения студентов непедагогических специальностей в педагогическую профессию.
По информации заместителя Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталии Киселевой, система образования Томской области уже имеет практики вовлечения студентов в систему образования. Она отметила важность развития надпрофессиональных компетенций у студентов, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с педагогической профессией. «Речь идет о тех компетенциях, которые для многих отраслей являются универсальными: коммуникация, организаторские способности, оказание влияния и др. Для педагогической профессии такие навыки являются профессиональными. Когда мы говорим о привлечении в педагогическую деятельность студентов, то мы должны понимать, что она должна быть комплексной и направлена как на передачу методики преподавания предмета, психолого-педагогических основ, так и на развитие универсальных навыков. Во многих странах это выделяется в отдельные сертификационные программы. Кандидаты, претендующие на роль учителя, помимо получения диплома о высшем образовании параллельно проходят сертификацию или получают лицензию, подтверждая свои профессиональные навыки», – отметила Наталия Киселева.
По словам заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрия Гужели, на сегодняшний день система подготовки педагогических кадров нуждается в совершенствовании, и работа в этом направлении уже идет. «За два года работы с российскими вузами мы выявили несколько важных тенденций, связанных с недостаточным развитием в процессе обучения «гибких навыков» у студентов педагогических вузов, на которые стоит обратить пристальное внимание. Компетентностный профиль молодых людей от первого к выпускному курсу «сжимается». Связано это с несколькими факторами – менее сильная подготовленность преподавателей педагогических университетов и организация учебного процесса, в котором редко используются новые образовательные подходы и современные технологии. Уверен, что в Томской области эта ситуация начнет меняться в ближайшее время с открытием профильного Центра компетенций, который охватит оценкой не только студентов, но и педагогов», – сказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
В рамках обсуждения директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова рассказала, что на встрече министров образования стран БРИКС, которая прошла в Казани на этой неделе, все отмечали высокий дефицит педагогических кадров и говорили о необходимости принятия мер для вовлечения молодежи в педагогические профессии.
«Сегодня потребность в педагогических кадрах высокая. В сфере образования с 2019 года численность вакантных должностей выросла на 30%. При этом почти 48% от общего числа педагогов составляют работники, вышедшие на пенсию. Федеральные и региональные власти создают условия для мотивации молодых специалистов в части привлечения их в педагогические профессии. При этом выпускники непедагогических специальностей не совсем знакомы с современной школой – образовательными пространствами, учебным оборудованием, образовательной программой. В этой связи мы при поддержке Наблюдательного совета проекта «Флагманы образования» собираем лучшие практики вовлечения студентов в педагогические профессии и разработаем соответствующие рекомендации для их тиражирования в регионах страны», – рассказал руководитель проекта «Флагманы образования» Борис Соловьёв.
Модель по вовлечению студентов в педагогические профессии включает в себя три этапа: Флагманский слет – отбор стажеров-студентов, Педагогическая проба – реализация участниками разработанных в образовательных организациях проектов и Итоговая встреча, где встречаются стажеры с представителями региональной системы образования и обсуждают проделанную работу и дальнейшие планы.
В рамках программы состоялась стратегическая сессия «Модели вовлечения студентов в педагогические профессии» с участием представителей Томских вузов, институтов развития образования Владимирской, Томской и Ульяновской областей, которые представили проекты модели вовлечения студентов в педагогические профессии.
Цель – преодоление дефицита кадров за счет образовательных организаций регионов. Задача заинтересовать ребят пойти работать в систему образования.
Заместитель директора Института развития образования города Ульяновск Артем Наумов рассказал: «Сегодняшняя встреча – это опыт регионов, в том числе Ульяновской области, по реализации модели по привлечению молодежи в образовательные организации. Это экспертиза, которая нам поможет сформировать новые контрольные точки для дальнейшей реализации проекта. Безусловно это общение, которое позволяет делиться лучшими практиками для их дальнейшего применения на местах. У себя в регионе мы с толкнулись с главным дефицитом – мотивация молодых специалистов и наметили определенные решения, которыми поделились с коллегами».
Владимирская область фактически приступила к реализации модели. В мае текущего года во Владимире прошел первый «Флагманский слет» в рамках реализации региональной дорожной карты по привлечению студентов педагогических и непедагогических специальностей в образовательные организации региона.
«Мы благодарны, что проект «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» проводит такую нужную работу. У нас есть первые положительные результаты. Наши студенты уже выехали в школы, согласовали с руководством планы работы, разработали смету по реализации проектов, которые они защитили на «Флагманском слете». Думаю, что к сентябрю часть проектов будет реализована. Мы ждем с нетерпением», – рассказала первый проректор Владимирского института развития образования Галина Чикунова.
Проект «Флагманы образования» обеспечивает возможности для поиска и поддержки наиболее талантливых и мотивированных управленцев в сфере образования, педагогических работников и студентов.
Открыта заявочная кампания. Участвовать в проекте «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» могут руководители образовательных организаций всех уровней образования, педагоги и студенты высших или средних специальных учебных заведениях любого профиля, достигшие 18-летнего возраста. Присоединяйтесь, регистрация доступна на сайте: flagmany.rsv.ru.
В рамках мероприятия состоялся круглый стол «Обсуждение подходов к реализации моделей вовлечения студентов в педагогические профессии», в котором приняли участие ведущие эксперты в сфере образования России, представители проекта «Флагманы образования», эксперты Томского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, Томского политехнического университета, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, представители региональных институтов развития образования.
Команда проекта «Флагманы образования» разрабатывает модель вовлечения студентов в педагогические профессии, занимается выявлением мотивированных учащихся педагогических и непедагогических специальностей для работы в образовательных организациях страны.
Задача встречи – познакомиться с практиками Томской области по вовлечению студентов в педагогические профессии. Участники обсудили вариативность моделей вовлечения студентов непедагогических специальностей в педагогическую профессию.
По информации заместителя Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталии Киселевой, система образования Томской области уже имеет практики вовлечения студентов в систему образования. Она отметила важность развития надпрофессиональных компетенций у студентов, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с педагогической профессией. «Речь идет о тех компетенциях, которые для многих отраслей являются универсальными: коммуникация, организаторские способности, оказание влияния и др. Для педагогической профессии такие навыки являются профессиональными. Когда мы говорим о привлечении в педагогическую деятельность студентов, то мы должны понимать, что она должна быть комплексной и направлена как на передачу методики преподавания предмета, психолого-педагогических основ, так и на развитие универсальных навыков. Во многих странах это выделяется в отдельные сертификационные программы. Кандидаты, претендующие на роль учителя, помимо получения диплома о высшем образовании параллельно проходят сертификацию или получают лицензию, подтверждая свои профессиональные навыки», – отметила Наталия Киселева.
По словам заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрия Гужели, на сегодняшний день система подготовки педагогических кадров нуждается в совершенствовании, и работа в этом направлении уже идет. «За два года работы с российскими вузами мы выявили несколько важных тенденций, связанных с недостаточным развитием в процессе обучения «гибких навыков» у студентов педагогических вузов, на которые стоит обратить пристальное внимание. Компетентностный профиль молодых людей от первого к выпускному курсу «сжимается». Связано это с несколькими факторами – менее сильная подготовленность преподавателей педагогических университетов и организация учебного процесса, в котором редко используются новые образовательные подходы и современные технологии. Уверен, что в Томской области эта ситуация начнет меняться в ближайшее время с открытием профильного Центра компетенций, который охватит оценкой не только студентов, но и педагогов», – сказал заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
В рамках обсуждения директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова рассказала, что на встрече министров образования стран БРИКС, которая прошла в Казани на этой неделе, все отмечали высокий дефицит педагогических кадров и говорили о необходимости принятия мер для вовлечения молодежи в педагогические профессии.
«Сегодня потребность в педагогических кадрах высокая. В сфере образования с 2019 года численность вакантных должностей выросла на 30%. При этом почти 48% от общего числа педагогов составляют работники, вышедшие на пенсию. Федеральные и региональные власти создают условия для мотивации молодых специалистов в части привлечения их в педагогические профессии. При этом выпускники непедагогических специальностей не совсем знакомы с современной школой – образовательными пространствами, учебным оборудованием, образовательной программой. В этой связи мы при поддержке Наблюдательного совета проекта «Флагманы образования» собираем лучшие практики вовлечения студентов в педагогические профессии и разработаем соответствующие рекомендации для их тиражирования в регионах страны», – рассказал руководитель проекта «Флагманы образования» Борис Соловьёв.
Модель по вовлечению студентов в педагогические профессии включает в себя три этапа: Флагманский слет – отбор стажеров-студентов, Педагогическая проба – реализация участниками разработанных в образовательных организациях проектов и Итоговая встреча, где встречаются стажеры с представителями региональной системы образования и обсуждают проделанную работу и дальнейшие планы.
В рамках программы состоялась стратегическая сессия «Модели вовлечения студентов в педагогические профессии» с участием представителей Томских вузов, институтов развития образования Владимирской, Томской и Ульяновской областей, которые представили проекты модели вовлечения студентов в педагогические профессии.
Цель – преодоление дефицита кадров за счет образовательных организаций регионов. Задача заинтересовать ребят пойти работать в систему образования.
Заместитель директора Института развития образования города Ульяновск Артем Наумов рассказал: «Сегодняшняя встреча – это опыт регионов, в том числе Ульяновской области, по реализации модели по привлечению молодежи в образовательные организации. Это экспертиза, которая нам поможет сформировать новые контрольные точки для дальнейшей реализации проекта. Безусловно это общение, которое позволяет делиться лучшими практиками для их дальнейшего применения на местах. У себя в регионе мы с толкнулись с главным дефицитом – мотивация молодых специалистов и наметили определенные решения, которыми поделились с коллегами».
Владимирская область фактически приступила к реализации модели. В мае текущего года во Владимире прошел первый «Флагманский слет» в рамках реализации региональной дорожной карты по привлечению студентов педагогических и непедагогических специальностей в образовательные организации региона.
«Мы благодарны, что проект «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» проводит такую нужную работу. У нас есть первые положительные результаты. Наши студенты уже выехали в школы, согласовали с руководством планы работы, разработали смету по реализации проектов, которые они защитили на «Флагманском слете». Думаю, что к сентябрю часть проектов будет реализована. Мы ждем с нетерпением», – рассказала первый проректор Владимирского института развития образования Галина Чикунова.
Проект «Флагманы образования» обеспечивает возможности для поиска и поддержки наиболее талантливых и мотивированных управленцев в сфере образования, педагогических работников и студентов.
Открыта заявочная кампания. Участвовать в проекте «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» могут руководители образовательных организаций всех уровней образования, педагоги и студенты высших или средних специальных учебных заведениях любого профиля, достигшие 18-летнего возраста. Присоединяйтесь, регистрация доступна на сайте: flagmany.rsv.ru.