Не так давно Президент России Владимир Путин особенно подчеркнул важность школьного образования в нашей стране и роль учителя в этом процессе, а также предложил объявить 2023 год Годом педагога. В преддверии Дня Учителя и в рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 октября 2021 года в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Роль учительства и Учителя в России».
В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, специалисты образовательных организаций, представители научного сообщества и НКО.
Открывая работу круглого стола, член Общественной палаты, директор АНО АСТИК Елена Родионова поздравила всех с наступающим праздником и отметила: «Так сложилось, что учителя – это те люди, которые есть в жизни каждого человека. Эта профессия сегодня включает в себя многое: наши педагоги являются и психологами, и управленцами, и руководителями проектов, и теми, кто проводит первоклассные ивенты, что, конечно, говорит о том, что сейчас проходит новый этап в развитии и преобразовании профессии как таковой, и в подготовке педагогических кадров. Мы верим, что у нашей педагогической общественности большое будущее, в котором только прекрасные люди».
В прошлом году АНО «Россия – страна возможностей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования РФ провели опрос «Карьерные ожидания и возможности самореализации студентов, обучающихся по педагогическим специальностям (или направлениям)». В рамках круглого стола руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев обсудил с участниками результаты опроса и рассказал о конкурсе.
Он отметил: «Учитель – это человек, который постоянно развивается и работает над собой. Учитель может стать героем настоящего для детей, человеком, на которого хотелось бы ровняться и к которому хотелось бы стремиться. На мой взгляд, это возможно только в том случае, если учитель будет брать на себя профессиональные вызовы, быть всегда настоящим с детьми. Одними из таких вызовов является участие в профессиональных конкурсах».
Говорить об образовании, не привлекая к разговору непосредственно практиков, учителей, которые сейчас работают в школе, было бы бессмысленно. Ведь именно они помогают изнутри увидеть проблемы и тяготы, которые беспокоят педагогическое сообщество. Также педагоги могут поделиться конкретными наработками, проектами, которые проводят в своих образовательных учреждениях, обменяться опытом.
Проблему кадровой нехватки в школах, а в особенности кадровой нехватки специалистов эстетического блока, затронула учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 18 имени А.Р. Лысенко Екатерина Берзегова. Социальный педагог ГБОУ Школа №2065 Александр Малахов в своем выступлении рассказал о юридической незащищенности педагогов, примерах негативного образа учителя, который периодически транслируется в СМИ.
Участники говорили и о положительных сторонах – успешную практику сотрудничества педагогического и ветеранского сообщества представили учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий МР «Туймазинский район» Республики Башкортостан Ольга Каптелинина.
Невозможно вести разговор о роли учителя, не зная базиса. А базис для всех нас – это, конечно, история. О том, как работали педагоги в годы Великой Отечественной войны, рассказал заместитель директора Дирекции изучения истории МПГУ, профессор кафедры истории России, доктор исторических наук Андрей Минаков. После его доклада у участников круглого стола возникло предложение – ввести в педагогические ВУЗы для студентов особый курс, посвященный истории учительства в России.
У любого специалиста есть имидж.Президент Женского Премиум-Клуба и Школы MyQueen Мария Левина сделала акцент на необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя. Она отметила: «Учитель – это не просто «передатчик знаний», это личность, которая должна быть гармоничной как внутри, так и снаружи».
Важный и очень трудный аспект в работе учителя – работа с родителями.
«Союз семьи и школы – залог успеха. Надо обратить внимание на то, что в педагогических вузах не учат работать с родителями. А ведь это один из ключевых моментов профессии. Необходимо ввести специальный курс по работе с родителями, ведь существует множество практик и специалистов, чей опыт будет так полезен педагогам», – поделился ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев.
Доктор педагогических наук Александр Прутченков в своем выступлении дал практические советы «Как учителю не стать стандартным в условиях образовательного стандарта».
Об особой, российской, традиции в образе и личности педагога рассказала кандидат исторических наук, доцент, Почетный архивист России, заместитель начальника департамента Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Елена Малышева. Она подчеркнула: «Учитель – это не просто источник знаний, это нечто большее, что предполагает совершенно другой уровень восприятия. Для ученика он на протяжении всей истории нашей страны был «калькой»: с него брали пример, на него равнялись. Она также отметила, что в российской традиции учитель – это ретранслятор государственной политики. Сочетание двух начал – государственного и личностно-коммуникативного – составляет смысловую нагрузку российского учителя.
Главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации Арслан Хасавов поделился: «Роль учителя в современном обществе сложно переоценить. Процессы цифровизации, несмотря на определенные опасения, лишь подчеркивают высокий статус педагогического труда, важность личного контакта учителя с классом. В настоящий момент в рамках реализации Национального проекта «Образование» ведется грандиозная работа по модернизации отечественной системы образования, в том числе обновления материально-технической базы образовательных организаций всех уровней. Особое внимание уделяется и подготовке педагогических кадров, привлечению и удержанию в профессии молодых специалистов. Очевидно, что эти и другие меры, предпринимаемые в последние годы, дадут свои плоды и, прежде всего, в качестве подготовки наших учащихся».
Предложения участников по итогам круглого стола буду обобщены и направлены в адрес профильных органов государственной власти и заинтересованных организаций.